Артроз (от греч. – сустав) - дистрофическое заболевание суставов , которое развивается из-за дегенерации суставного хряща.

Различают первичный и вторичный артроз. В возникновении первичного артроза играет роль повреждения суставного хряща при травмах, статических перегрузках (лишний вес), длительных неравномерных нагрузках (сколиоз позвоночника, плоская стопа), генетическая предрасположенность. Вторичный артроз вследствие предшествующих заболеваний суставов: хронические артриты , остеохондропатии, врожденные дисплазии , повторные гемартрозы (при гемофилии ) и др.

В развитии артроза ведущее место занимают повреждения хондроцитов , потеря эластичности хряща , возникновения микротрещин и проникновения через них в хрящ ряда ферментов синовиальной жидкости . При этом вместе с деструкцией хряща происходит его регенерация , часто неравномерна и лишняя, а также изменения субхондриальнои кости с разрастанием краевых остеофитов , фиброзом синовиальной оболочки, склерозом и сморщивание капсулы сустава. Иногда возникает реактивный синовит вследствие раздражения синовиальной оболочки кусочками некротизированного хряща.

Заболевание проявляется

• болью в пораженных суставах

• скованность в пораженном суставе после покоя, не превышает 30 минут

• разной степенью нарушения подвижности сустава при выполнении отдельных движений

• ощущением нестабильности в пораженном суставе

• функциональным ограничением, вплоть до снижения работоспособности

• болевыми точками вокруг сустава

• увеличением объема пораженного сустава

• крепитацией (хрустом) при движении, а порой развитием блокады сустава

Боль и нарушение подвижности - главные признаки артроза. В течение деформируемого артроза различают 3 стадии:

• I стадия характеризуется утомляемостью конечности, умеренным ограничением движений в суставе, возможен небольшой хруст. В покое и небольшой нагрузке боли отсутствуют. Обычно возникают боли в начале хода - «стартовые боли» или после длительной нагрузки. Рентгенологически выявляется сужение суставной щели.

• II стадия характеризуется нарастанием ограничения движений, которые сопровождаются хрустом. Выраженный болевой синдром, уменьшается только после продолжительного отдыха. Появляется деформация сустава, уменьшается масса мышц, ограничение нормальной подвижности в суставе, хромота. Рентгенологически выявляется сужение суставной щели в 2-3 раза по сравнению с нормой, выраженный субхондральный склероз, остеофиты в местах наименьшей нагрузки.

• III стадия характеризуется почти полной потерей подвижности в суставе, сохраняются только пассивные движения, выраженное нарушение сгибательной подвижности. Боли сохраняются и в покое, не проходят после отдыха. Возможна нестабильность сустава. Рентгенологически - суставная щель почти полностью отсутствует. Суставная поверхность деформирована, выражены краевые разрастания. Выявляются множественные кисты в субхондральных зонах суставных поверхностей.

Принципы лечения

1. Необходимо уменьшить нагрузку на пораженные суставы: применять внешнюю опору (палочку, трость), стабилизировать пораженный сустав (ортезы, корсеты).

2. Применение средств, улучшающих обмен веществ в суставных тканях, так называемая хондротропная терапия.

3. Физиотерапевтическое лечение позволяет купировать острые процессы в суставе.

4. В период обострения применение нестероидных противовоспалительных средств.

5. В период ремиссии лечебная физкультура для укрепления мышц окружающих сустав и укрепление сумочно-связочного аппарата.

6. В период стойкой ремиссии показано санаторно-курортное лечение.

Лечение артроза должно быть комплексным, полноценным и этапным. В случае если консервативное лечение не приносит должного результата, показано оперативное лечение – эндопротезирование, которое не всегда бывает эффективным.

Лечение артроза в Харькове, в «Клинике здорового позвоночника и суставов Доктора Костюка» носит комплексный, полноценный, этапный характер. Клиника накопила многолетний опыт лечение подобных заболеваний. Поэтому мы рекомендуем раннее начало реабилитации артроза. Чем раньше начато лечение, тем лучше результат.

Будьте здоровы!